задать вопрос юристу

Процедура предоставления жилья при переселении определяется Законом города Москвы от 31.05.2006г. № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» (далее – Закон) и принятым во исполнение указанного закона Постановлением Правительства г. Москвы от 4 декабря 2007г. №1035-ПП «О порядке переселения граждан из жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению в городе Москве» (далее – Постановление Правительства)
Согласно ст. 4. Основанием для освобождения жилых домов является правовой акт Правительства Москвы, принимаемый в связи с:


1) проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если такой капитальный ремонт либо реконструкция не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граждан;
2) переводом жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в нежилой фонд;
3) признанием в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу;
4) изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов.
Граждане, освобождающие жилые помещения, уведомляются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы о принятом правовом акте письменно в течение двух недель после даты принятия правового акта.
После принятия правового акта допускаются сделки, предусмотренные федеральным законодательством, в отношении освобождаемого жилого помещения (жилого дома), в том числе приватизация и деприватизация жилых помещений.
После принятия правового акта вселение в жилое помещение, занимаемое гражданином по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, иных граждан в качестве членов его семьи допускается с согласия уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы при условии соблюдения требований законодательства об учетной норме площади на одного человека, за исключением случаев вселения:
1) несовершеннолетних детей граждан, проживающих по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования;
2) граждан, за которыми сохраняется право пользования данным жилым помещением;
3) граждан, за которыми признано право пользования жилым помещением на основании решения суда.
Вселение граждан в качестве членов семьи оформляется внесением соответствующих изменений в договоры социального найма, найма, безвозмездного пользования.
После принятия правового акта не допускается:
1) обмен указанных в правовом акте жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы;
2) изменение договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, за исключением случаев, указанных в выше;
3) предоставление уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы жилых помещений в жилых домах, подлежащих освобождению.
В порядке ст. 5. Закона уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы на основании правового акта Правительства Москвы принимают Решение по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию.
В Решении указываются:
1) основания освобождения или изъятия жилых домов;
2) жилые дома, подлежащие освобождению либо изъятию;
3) уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы или лицо, осуществляющее переселение граждан, предоставление жилых помещений и/или выплачивающее возмещение (компенсацию) либо выкупную цену собственнику за жилые дома;
4) сроки освобождения или изъятия данного жилого помещения (жилого дома);
5) общая жилая площадь жилого дома, подлежащего освобождению или изъятию;
6) иные существенные условия освобождения или изъятия данного жилого помещения (жилого дома).
Решение является основанием для заключения договоров либо соглашений о предоставлении жилых помещений нанимателям и пользователям жилых помещений.
Порядок переселения граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, определенный ст. 13 Закона подробно изложен при ответе на первый вопрос заявителя (см. стр. 4-6).
В порядке ст. 16 Закона граждане, освобождающие жилые помещения (жилые дома), информируются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы о правовом акте, на основании которого данный жилой дом подлежит освобождению, о примерных сроках переселения.
Согласно ст. 17 Закона граждане, занимающие жилые помещения в освобождаемых жилых домах, имеют право создать совет дома, домовой комитет либо иную общественную организацию в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы, которые вправе:
1) получать полную информацию по всем вопросам, касающимся выполнения правового акта, определившего необходимость сноса, реконструкции или капитального ремонта жилого дома и освобождения жилых помещений в нем;
2) направлять своего представителя для участия в работе жилищной комиссии при соответствующем органе исполнительной власти города Москвы при рассмотрении вопросов, касающихся переселения граждан, проживающих в жилых помещениях, подлежащих освобождению;
3) направлять в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, принявший правовой акт, свои предложения, касающиеся сноса, реконструкции, капитального ремонта жилого дома.
Порядок переселения граждан из жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования определяется также разделом 3 Положения о порядке переселения граждан из жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению в городе Москве. Жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования предоставляются Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы из жилищного фонда города Москвы.
Переселение граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществляется путем предоставления данным гражданам и членам их семей:
- другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде города Москвы, пригодного для постоянного проживания, по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования;
- жилого помещения из маневренного фонда по договору краткосрочного найма (иному договору) на срок проведения капитального ремонта либо реконструкции жилого дома без расторжения ранее заключенного договора на ремонтируемое (реконструируемое) жилое помещение при условии сохранения его в жилищном фонде города Москвы;
- субсидии для приобретения или строительства жилых помещений.
Жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования предоставляются в виде отдельных квартир из жилищного фонда города Москвы в пределах района проживания, за исключением случаев, предусмотренных законом города Москвы.
Размер жилого помещения, необходимого для предоставления гражданину и членам его семьи по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, а также размер субсидии для приобретения или строительства жилых помещений определяются для семьи данной численности на дату принятия решения префектурой административного округа города Москвы по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию по основаниям, изложенным в разделе 1 настоящего Положения.
При предоставлении жилого помещения гражданам, не состоящим на жилищном учете и занимающим жилые помещения менее нормы предоставления площади жилого помещения, учитываются наличие иных жилых помещений, принадлежащих гражданам или членам их семей на праве самостоятельного пользования, все гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, а также действия, совершенные за последние пять лет, в том числе вселение иных лиц по месту жительства, в результате которых жилищные условия указанных граждан ухудшились.
При отсутствии необходимого по размеру площади жилого помещения семьям, состоящим из четырех и более человек, могут быть предоставлены раздельные жилые помещения, если при этом общий размер площадей предоставляемых жилых помещений не превысит норму предоставления на семью из четырех и более человек более чем на 9 метров.
С учетом конструктивных особенностей предоставляемого жилого помещения гражданину может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования большего размера при отсутствии у юридического (физического) лица, являющегося стороной инвестиционного контракта, либо Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы возможности предоставить жилое помещение в пределах нормы предоставления.
Жилое помещение жилищного фонда города Москвы большего размера предоставляется без доплаты стоимости за площадь, превышающую норму предоставления.
По договору социального найма, найма, безвозмездного пользования гражданину может быть предоставлено жилое помещение размером менее нормы предоставления для семьи данной численности при наличии у граждан или членов их семей иных жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования, а также при совершении ими сделок или действий, в результате которых жилищные условия граждан ухудшились.
При отказе граждан от предоставления жилого помещения по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования им может быть предоставлена по соглашению с юридическим (физическим) лицом, являющимся стороной инвестиционного контракта, компенсация либо Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы - субсидия для приобретения или строительства жилых помещений в установленном законом порядке. При этом размер субсидии составит 100%.
Размер субсидии определяется по нормативной стоимости предоставления жилых помещений. Нормативная стоимость равна произведению средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в крупнопанельных домах типовых серий на размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по нормам предоставления для семьи данной численности, проживающей по месту жительства в освобождаемом жилом помещении на дату принятия решения префекта административного округа города Москвы, которое оформляется распоряжением префекта административного округа города Москвы о предоставлении субсидии конкретной семье.
При подборе жилого помещения и заключении договора купли-продажи субсидия перечисляется продавцу жилого помещения в безналичной форме.
Жилое помещение переходит в собственность на основании заключенного договора купли-продажи после его государственной регистрации.
Предоставление гражданам субсидий для приобретения или строительства жилых помещений производится Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы за счет средств, предусмотренных на эти цели бюджетом города Москвы.
Предоставление гражданам компенсаций производится юридическим (физическим) лицом, являющимся стороной инвестиционного контракта, за счет собственных средств.
После принятия префектурой административного округа города Москвы решения по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию, не допускается заключение новых договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, изменение заключенных ранее договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования при увеличении состава семьи, за исключением случаев, предусмотренных Положением, а также обмен жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы и подлежащих освобождению, совершение иных действий, препятствующих освобождению жилого помещения, без согласия Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Граждане обязаны освободить занимаемое жилое помещение не позднее месяца после заключения договора социального найма, найма, безвозмездного пользования на предоставляемое жилое помещение, либо не позднее месяца с момента заключения договора купли-продажи при получении субсидии для приобретения или строительства жилых помещений либо компенсации в соответствии с Положением, либо в срок, указанный в договоре краткосрочного найма.
Все расходы, связанные с переселением и предоставлением жилых помещений гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, несет юридическое (физическое) лицо, являющееся стороной инвестиционного контракта, либо Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы при городских переселениях.
В случае отказа граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, от переселения, предоставления другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, жилого помещения из маневренного фонда по договору краткосрочного найма (иному договору), субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, заключения соответствующего вида договора вопросы о предоставлении жилого помещения по соответствующему виду договора, в том числе его заключении, субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, переселения граждан решаются конфликтной комиссией по урегулированию спорных вопросов с гражданами.
При невозможности урегулировать спорные вопросы с помощью конфликтной комиссии их разрешение осуществляется в судебном порядке.
Закон города Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" предмет правовой регламентации которого имеет целевую направленность, устанавливает порядок предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений в собственность жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете и учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, или иным указанным в настоящем Законе категориям жителей города Москвы определяет понятие «члены семьи». Статья 1. Основные понятия. Статья 1 указанного закона определяет понятие «члены семьи заявителя». Согласно п.2 члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
Статья 69. Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004г. №188-ФЗ закрепляет права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
Таким образом, по общему правилу для получения жилья при переселении заявителю необходимо заключить договор социального найма, предметом которого будет другое благоустроенное жилое помещение в жилищном фонде города Москвы, пригодное для постоянного проживания всех лиц, проживавших с ним совместно в занимаемой квартире, в качестве членов его семьи согласно ранее заключенного договора найма.
Однако из сложившейся ситуации следует, что заявитель желает получить отдельное жилье на себя лично, поскольку не считает всех лиц, проживающих с ним в одной квартире членами одной семьи. На основе анализа указанных выше нормативно-правовых актов и сведений по представленной ситуации заявителю следует рекомендовать инициировать процедуру изменения договора социального найма, однако это возможно лишь в случае, если еще не принят правовой акт Правительством Москвы о признании в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу. В предложенной ситуации это четко не определено, поэтому рекомендуем заключить соглашение между заявителем ее братом и его семьей о порядке пользования жилым помещением в связи с тем, что указанные лица, занимая одну квартиру, не считают себя членами одной семьи. На основании указанного соглашения обратиться к наймодателю с заявлением об изменении договора найма, где за каждым закрепить право индивидуального пользования определенными комнатами, если это позволяет планировка квартиры и соответственно места общего пользования, в этом случае при переселении заявителю, ее брату с семьей должны быть представлены отдельные жилые помещения. Согласно ст. 15 и 16 Жилищного Кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение (квартира или комната), которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Если возникнет спор по поводу изменения договора социального найма, то необходимо получить письменный отказ от наймодателя и в зависимости от его содержания либо обжаловать его в суд, либо, если нет основании, обратиться в суд и установить факт прекращения семейных отношений, в заявлении указать, что данный факт не может быть установлен иным способом и имеет юридическое значение для реализации прав граждан при переселении.

Есть вопрос юристу?

  • Заполните поля формы
  • Нажмите "Задать вопрос"
  • Получите бесплатный ответ юриста

Для получения бесплатного письменного ответа юриста подробно опишите ваш вопрос