задать вопрос юристу

Правовое заключение
Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, коммунальные услуги включают в себя:
1) холодное и горячее водоснабжение;
2) водоотведение;
3) электроснабжение;
4) газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах);
5) отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).


  Жилищным кодексом предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
За основу расчета пени берется величина ставки рефинансирования ЦБ РФ. Сумма за каждый день просрочки составляет __/____ ставки рефинансирования от невыплаченных сумм. С _________ г. по Указанию ЦБ РФ N _________ от ____________ ставка рефинансирования составляет – ____%.
 Установлена юридическая обязанность лиц, указанных в ст. 153 ЖК РФ, вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также определен момент возникновения этой обязанности у каждой категории указанных лиц. Итак, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, согласно п. п.1 -3 ст.153 ЖК:
• у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
• арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего, договора аренды;
• нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
• члена жилищного кооператива с момента пре доставления ему жилого помещения жилищным кооперативом;
• собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (то есть с момента государственной регистрации права на эту недвижимость).
 Для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (например, муниципалитета, государства).
3) плату за коммунальные услуги.
Для собственника приватизированного помещения в многоквартирном доме плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Собственники отдельных жилых домов самостоятельно несут расходы по их содержанию и ремонту. Поэтому жилищно-коммунальные платежи у таких лиц сводятся исключительно к оплате коммунальных услуг.
  Для всех категорий пользователей жилыми помещениями новым Жилищным кодексом установлено единое содержание понятия «плата за коммунальные услуги». Так, согласно п.4 ст. 154 ЖК, плата за коммунальные услуги включает в себя: плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги определен в ст. 155 ЖК. Указанный порядок дифференцирован для разных категорий пользователей.
 Размер платы на содержание жилья утверждается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (ст.156 ЖК РФ). 
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ учитывают состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома, что позволяет осуществлять содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и обеспечивать его безопасную эксплуатацию. Как правило, перечень содержит наименование работ или услуг, периодичность выполнения работ или оказания услуг и их стоимость.
Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании утверждают перечень работ и услуг в объеме, представленном управляющей организацией, либо утверждают собственный перечень работ и услуг, но с учетом предложений управляющей организации, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Необходимо отметить, что в соответствии с жилищным законодательством собственник помещения в многоквартирном доме обязан поддерживать в надлежащем состоянии не только данное помещение, но и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Ответственность за нарушение данного требования несут собственники помещений в многоквартирном доме и в том случае, если размер утвержденной ими на общем собрании платы не достаточен для должного содержания общего имущества.
 Тарифы на потребляемые энергоресурсы, а также потребляемую горячую и холодную воду, тепло- и водоотведение едины для всех собственников жилья, независимо от выбранной формы управления многоквартирным домом, а также для жильцов, проживающих в квартире на основании договора социального найма. Следовательно, во всех платежках должны быть идентичные данные стоимости за потребление единицы ресурсов. Однако в разных домах с жильцов плата за ресурсы может взиматься по-разному. Это зависит от этажности и года постройки дома.
 Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения несущественных повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов
Текущий ремонт может выполняться управляющими организациями или их подрядными организациями. Продолжительность текущего ремонта определяется по нормам на каждый вид ремонтных работ. Периодичность принимается в пределах трех-пяти лет в зависимости от вида зданий, физического износа и местных условий.
В зданиях, где намечен капитальный ремонт в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт ограничивается работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования).
Проведенный текущий ремонт жилого дома подлежит приемке комиссией с участием представителей собственников и управляющей организации.
Фактически текущий ремонт производится по разным элементам постоянно. Однако в отличие от капитального ремонта он не приводит к существенному изменению свойств конструктивных элементов многоквартирного дома.
 Собственники помещений в многоквартирных домах обязаны нести расходы по оплате, в том числе за коммунальные услуги. В плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме входят:
плата за содержание и ремонт жилого помещения, принадлежащего собственнику;
плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом;
плата за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома;
плата за коммунальные услуги;
Плата за коммунальные услуги - это плата за отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение. Размер платы устанавливается в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ.
 Плата за жилое помещение для нанимателя и плата для собственника помещения в многоквартирном доме существенно разнятся.
Наниматели платят за наем жилья, а собственники, естественно, нет. Собственники несут расходы на капитальный ремонт, а наниматели нет.
Однако и те, и другие обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт жилого помещения, которая включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
 
  В соответствии с Жилищным кодексом РФ и «Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме» утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, собственниками устанавливается размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме (далее размер платы).
В зависимости от способа управления:
1. Управляющая организация – размер платы определяется собственниками с учетом предложений управляющей организации, на общем собрании, которое проводится в соответствии со ст. 45-48 Жилищного кодекса РФ.
2. ТСЖ (или ЖК, или СПК) размер платы определяется органами управления ТСЖ (ЖК, СПК) в соответствии с уставом. Высшим органом управления, является общее собрание собственников. 
3. Непосредственное управление - размер платы определяется собственниками, на общем собрании, которое проводится в соответствии со ст. 45-48 Жилищного кодекса РФ.
 
Ст. 153 ЖК РФ устанавливает обязанность внесения собственниками, нанимателями и иными лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги независимо от использования или неиспользования соответствующих жилых помещений многоквартирного дома. В свою очередь потребитель вправе представить документы, подтверждающие факт временного отсутствия, на основании которых будет производиться перерасчет за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение) пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя. При наличии приборов учета расчет платы за соответствующие виды коммунальных услуг производится с использованием их показаний, независимо от факта проживания в жилом помещении. Часть коммунальных услуг, предоставление которых не прерывается при временном отсутствии (например, отопление) необходимо оплачивать независимо от факта такого отсутствия. 

Сроки хранения квитанций об оплате жилищно-коммунальных услуг законодательством не установлены, но в соответствии с Гражданским кодексом РФ срок исковой давности для взыскания задолженности составляет три года. Соответственно срок хранения квитанции об оплате коммунальных услуг составляет три года.  
Перечень и условия оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг определяется постановлением правительства от 30 июля 2004 года № 392, а также соответствующими распоряжениями мэра г.Новосибирска.
  Приказом департамента ЭЖиКХ мэрии от 08.11.2005 года № 70 определен порядок предоставления платных услуг населению, копии приказа департамента находятся в жилищно-коммунальных организациях и жители вправе с этими документами ознакомиться.
Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного или иного кооператива не влечет за собой изменение размера платы за коммунальные услуги
 
  В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации: граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. После получения документов подтверждающих право собственности на квартиру Вам необходимо обратиться в зависимости от способа управления в управляющую организацию, ТСЖ, жилищный, жилищно- строительный кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом к уполномоченному лицу с заявлением об открытии лицевого счета для оплаты коммунальных жилищных услуг.
 
В соответствии со статьей 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Также в соответствии с п. 11 ст. 155 неиспользование помещения не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Порядок определения стоимости коммунального обслуживания в Москве регламентируется Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. N 907-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2007 год".
Примечание 11 к Приложению 3 указанного Постановления гласит следующее: Плата за услуги по содержанию и ремонту жилых помещений с граждан — собственников жилых помещений, имеющих более одного жилого помещения или не зарегистрированных в нем; с граждан — собственников жилых помещений, имеющих единственное жилье и зарегистрированных в нем, если на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома в установленном порядке принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, а также с собственников жилых помещений — юридических лиц, взимается исходя из фактических расходов на оказание услуг и выполнение работ по управлению многоквартирным домом, по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (фактическая стоимость). При этом размер платы за названные услуги рассчитывается организацией, осуществляющей по договору с собственниками жилых помещений функции управления многоквартирным домом, независимо от ее ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы и вида собственности.
Таким образом, расчет стоимости услуг, когда жилье является не единственным или гражданин в нем не зарегистрирован, производится самой обслуживающей организацией исходя из фактических затрат, а не на основе утвержденных тарифов. 
Согласно ст. 56 ГПК РФ , каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается.
В данном случае, стороной истца не представлен расчет задолженности, указание на общую сумму задолженности не является основанием ее взыскания.
Со своей стороны вы вправе заявить ходатайство и просить суд об истребовании сведений, свидетельствующих о надлежащем выполнении вами обязательств по оплате коммунальных и иных услуг, в частности, непосредственно из ДЕЗ-11.
Кроме этого, вам необходимо ходатайствовать перед судом о приобщении имеющихся у вас платежных документов, свидетельствующих
 о надлежащей оплате радиоточки.

Есть вопрос юристу?

  • Заполните поля формы
  • Нажмите "Задать вопрос"
  • Получите бесплатный ответ юриста

Для получения бесплатного письменного ответа юриста подробно опишите ваш вопрос