ОСВЕЩАЕМЫЙ ВОПРОС

В отношении _____________ ___________ года было вынесено два постановления о привлечении к административной ответственности, соответственно по ст.12.26 КоАП РФ и ст.12.27 КоАП РФ. Правомерны ли действия работников ГИБДД отказывающих в выдаче водительского удостоверения, после истечения срока наказания по делу об административном правонарушении, со ссылкой на истечении срока наказания только лишь по одному постановлению.

Уважаемый, _______________________, изучив законодательство и нормативно-правовую базу в части, применимой к Вашей ситуации, а также предоставленную Вами информацию, сообщаем Вам следующее.

 

Данный вопрос фактически законодательством не урегулирован.

Согласно ч. 1 ст.4.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел, вышеуказанное регулируется требованиями ч.1 ст.32.5 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.32.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ Исполнение постановления о лишении права транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники, или временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида.
Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права (ч.1 ст.32.7 КоАП РФ).
Прошу обратить внимание, что Президиумом ВС РФ от 05.12.2008 года разъяснен порядок исчисления срока лишения права управления транспортным средством соответствующего вида за совершенное правонарушение в области дорожного движения, предусмотренных главой 12 КоАП РФ ( обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года).
В соответствии с ч.3 ст.27.10 КоАП РФ при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя изымается водительское удостоверение и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, но не более чем на два месяца.
Данная статья предусматривает также возможность продления срока действия временного разрешения судьей, если дело об административном правонарушении не рассмотрено в течение двух месяцев до вынесения решения по делу. При подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении срок временного разрешения может быть продлен судьей, правомочным рассматривать жалобу, до вынесения решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем ч.1.1 ст.32.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливает, что лицо лишенное специального права, должно сдать в орган, исполняющий этот вид наказания, в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права документы, предусмотренные ч.ч.2 и 3 ст.32.6 КоАП РФ, - специальное разрешение на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств (ч.2 ст.32.6 КоАП РФ), охотничий билет (ч.3 ст.32.6 КоАП РФ). Таким образом, данная норма не предусматривает обязательную сдачу временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида.
Учитывая вышеизложенное, в случае, если срок временного разрешения истек до вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами и лицо, привлекаемое к административной ответственности, не заявляло ходатайство о продлении этого срока либо такое ходатайство не было удовлетворено, течение срока лишения специального права должно начинаться со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами.
Если срок временного разрешения не истек после вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами и оно не было изъято, течение срока лишения специального права должно исчисляться с момента окончания срока действия временного разрешения.
Соответственно Вам необходимо было в указанный выше срок сдать должностным лицам правоохранительных органов водительское удостоверение.
В соответствии с ч.3 ст.32.7 КоАП РФ течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.
Следовательно, к Вашей ситуации данная норма не применима, поскольку оба постановления были вынесены в один день.
Согласно ч.4 ст.32.6 КоАП РФ по истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания (за исключением временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида), подлежат возврату по его требованию в течение одного рабочего дня.
Отсюда следует, что действия работников ГИБДД являются не правомерными.
В случае, если Вам в вышестоящим руководством ОГИБДД УВД по ЮАО по г. Москва в удовлетворении жалобы будет отказано, Вы можете обжаловать их действия в суд.
Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Это конституционное право воспроизведено в гражданском процессуальном законодательстве, порядок его реализации установлен главой 25 ГПК РФ "Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".
В силу ч.2 ст. 254 ГПК РФ заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Таким образом, действия (бездействие) должностного лица, исполнявшего административное наказание в порядке ст. 32.6 КоАП РФ и отказавшегося вернуть документы, подтверждающие специальное право, подлежат обжалованию по правилам главы 25 ГПК РФ.