задать вопрос юристу

Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 6 марта 1998 г. № 53-ФЗ (разд. 7, ст. 51, п. 6) законодатель закрепил такое основание увольнения с военной службы, как увольнение «по собственному желанию»: «Военнослужащий, проходящий военную службу, по контракту, по заключению аттестационной комиссии «может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин».


Несмотря на то, что п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» был сформулирован законодателем по возможности четко, в практической реализации указанной нормы многое оставалось непонятным.
Прежде всего, и это, пожалуй, самое главное, у военнослужащих, равно, как и у аттестационных комиссий, возник вопрос: что значит «уважительные причины»?
В словаре русского языка слово «уважительный» означает основательный, достойный для оправдания чего-либо. Таким образом, относительно указанной нормы уважительные причины представляются причинами, присутствие которых делает исполнение служебных обязанности военнослужащим по контракту невозможным. К сожалению, законодательно какая-либо трактовка «уважительных причин» отсутствует. Подобное положение дает простор для творческой работы мысли в плане произвольного объяснения уважительности как органам военного управления, так и самим военнослужащим.
Основания увольнения с военной службы определены ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Все их уже можно назвать уважительными причинами, наличие которых делает дальнейшую службу военнослужащего невозможной либо затруднительной. Что же касается п. 6 указанной статьи, то он подлежит расширительному толкованию.
Из сложившейся практики можно выделить несколько причин, которые аттестационные комиссии признавали уважительными для увольнения военнослужащего по собственному желанию. Вот некоторые из них:
- проживание родителей (семьи) военнослужащего за границей, в странах ближнего или дальнего зарубежья;
-  отсутствие у военнослужащего возможности содержать семью на денежное довольствие, которое он получает (исходя из прожиточного минимума в данном регионе или исходя из стоимости «потребительской корзины»), при отсутствии у семьи других источников дохода;
-  содержание и воспитание военнослужащим детей малолетнего возраста, которые воспитываются без отца (матери), при условии нелишения второго родителя его прав, но уклонения от выплат алиментных обязательств (при отсутствии оснований к увольнению по семейным основаниям);
- беременность военнослужащей-женщины в совокупности с ухудшением ее здоровья (при отсутствии оснований к увольнению по состоянию здоровья);
-  смерть близкого родственника, вследствие которой военнослужащий не может продолжать военную службу и др.

Общий алгоритм действий при увольнении с военной службы по собственному желанию выглядит следующим образом.

1. Военнослужащий оформляет мотивированный (с указанием причин и обстоятельств) рапорт по команде об увольнении по данному основанию (рапорт приложен к данной юридической спавке).
 
2. Командир (начальник), принимающий решение о представлении военнослужащего на увольнение, направляет рапорт на рассмотрение аттестационной комиссии. В соответствии с приложением к приказу Министра обороны РФ от 29 декабря 2000 г. № 615 - Инструкцией о работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации (п. 14) все обращения рассматриваются в сроки, установленные настоящей Инструкцией. Сроки исчисляются со дня регистрации обращения в органе военного управления.
В соответствии с п. 16 указанной Инструкции решения по обращениям военнослужащих принимаются:
-  в воинских частях - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;
-  в управлениях военных округов, групп войск, флотов, главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской Федерации - в срок до 15 дней со дня их поступления.
В тех случаях, когда для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения обращения могут быть в порядке исключения продлены соответствующими должностными лицами, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом военнослужащему, подавшему обращение.
В соответствии со ст. 27 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237:
«1. Для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохождения военной службы в воинских частях от отдельного батальона, равных ему и выше создаются аттестационные комиссии.
Аттестационная комиссия подотчетна командиру воинской части, в которой она создана.
2. Состав аттестационной комиссии объявляется приказом командира воинской части.
В состав аттестационной комиссии входят:
а) председатель аттестационной комиссии – первый заместитель (заместитель) командира или начальник воинской части;
б) члены аттестационной комиссии – заместитель командира воинской части, командиры (начальники) подразделений воинской части, представители юридического органов, органов комплектования и воспитательной работы воинской части;
в) секретарь аттестационной комиссии - один из офицеров воинской части.
3. На заседании аттестационной комиссии рассматриваются:
а) результаты аттестации военнослужащего;
б) кандидаты для поступления на военную службу по контракту;
ж) представления к досрочному увольнению с военной службы военнослужащих, увольняемых по решению командования или по собственному желанию.
4. Для принятия решения командиром воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам.
5. На заседания аттестационной комиссии воинской части в необходимых случаях могут приглашаться военнослужащие, командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых находятся аттестуемые военнослужащие, и другие должностные лица.
6.  В Министерстве обороны Российской Федерации (федеральном органе исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) создается центральная аттестационная комиссия.
Порядок работы, состав и задачи центральной аттестационной комиссии определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба».

3.  Аттестационная комиссия рассматривает рапорт и другие материалы, представляемые на увольнение, с заслушиванием военнослужащего о причинах невозможности продолжать военную службу.

4. Аттестационная комиссия принимает решение о признании причин уважительными, а увольнение по собственному желанию - возможным. (В случае принятия отрицательного решения по существу вопроса оно может быть обжаловано установленным порядком.)

5. Оформление протокола аттестационной комиссии с последующей выдачей выписки из него военнослужащему.

6. Принятие окончательного решения командиром (начальником) по представлению аттестационной комиссии части.
Зачастую военнослужащие, желающие уволиться с военной службы в соответствии с п. 6 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», сталкиваются с откровенным непониманием и нежеланием командования (начальства) увольнять их по указанному основанию. Поэтому военнослужащий должен привести максимальное количество обстоятельств и причин, не позволяющих ему качественно исполнять условия контракта со своей стороны.
На практике аттестационные комиссии воинских частей не всегда признают приведенные причины уважительными, а увольнение по собственному желанию возможным. Встречаются также случаи, когда аттестационная комиссия признает возможность увольнения военнослужащего по данному основанию с последующим оформлением протокола, но командир (начальник) воинской части асе равно принимает отрицательное решение. В таких случаях военнослужащему остается обжаловать решение аттестационной комиссии или командира (начальника) воинской части в суде, предметно и документально обосновав свою позицию.

Важно: при увольнении военнослужащему выплачивается единовременное пособие в размере 40% от сумм, указанных в п. 3 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»:
«…3. Военнослужащим - гражданам при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы:
менее 10 лет - в размере 5 окладов денежного содержания;
от 10 до 15 лет - в размере 10 окладов денежного содержания;
от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов денежного содержания;
20 лет и более - в размере 20 окладов денежного содержания.
Размер и порядок выплаты указанного в настоящем пункте единовременного пособия гражданам, уволенным с военной службы по другим основаниям, определяются Правительством Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, размер единовременного пособия увеличивается на два оклада денежного содержания.
Военнослужащим - гражданам, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие, равное окладу денежного содержания, а указанным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - пяти окладам денежного содержания».

Необходимо отметить, что правом на льготную оплату жилья и коммунальных услуг, правом на санаторно-курортное лечение, на медицинскую помощь в соответствии со ст.ст. 15, 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» пользуются офицеры, уволенные с военной службы по собственному желанию, общая продолжительность военной службы которых составляет 25 лет и более.
Также в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке учета военнослужащих, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» от 6 сентября 1998 г. № 1054 увольнение с военной службы военнослужащих по собственному желанию не дает им оснований для получения жилой площади из фондов Министерства обороны РФ, на льготное обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства.

Есть вопрос юристу?

  • Заполните поля формы
  • Нажмите "Задать вопрос"
  • Получите бесплатный ответ юриста

Для получения бесплатного письменного ответа юриста подробно опишите ваш вопрос