Подлежит ли лицензированию кружковая деятельность?

Контролирующие органы.

 

Подлежит ли лицензированию кружковая деятельность?

Статья 12 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 определяет правовой статус образовательного учреждения, его организационно-правовые формы, типы, виды.
Образовательный процесс - это обучение и воспитание по одной или нескольким образовательным программам.
Образовательное учреждение - учреждение, обладающее следующими признаками:
а) оно зарегистрировано как образовательное учреждение;
б) оно осуществляет реализацию одной или нескольких образовательных программ.
Помимо этого образовательное учреждение может:
а) обеспечивать содержание и воспитание обучающихся воспитанников;
б) заниматься предпринимательской деятельностью;
в) оказывать платные образовательные услуги.
В соответствии с п. 4 статьи 12 Закона к образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (например, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи).
Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Дополнительное образование включает общее дополнительное образование и профессиональное дополнительное образование.
Общее дополнительное образование - дополнительное образование, направленное на развитие личности, способствующее повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами, приобретению им новых знаний.
Профессиональное дополнительное образование - дополнительное образование, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня. Профессиональное дополнительное образование включает повышение квалификации и профессиональную переподготовку.
Повышение квалификации - обновление знаний и навыков лиц, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.
Профессиональная переподготовка - приобретение дополнительных знаний и навыков в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин, разделов техники и новых технологий, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности и получения новой квалификации в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования.
Стажировка - закрепление на практике знаний и навыков, приобретенных в процессе получения профессионального дополнительного образования, приобретение профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей.
Дополнительная профессиональная подготовка - совершенствование навыков лиц, получивших профессиональную подготовку.
Самообразование - форма освоения дополнительных образовательных программ при минимальной организации образовательного процесса или полном отсутствии руководства этим процессом со стороны педагогических работников.
Дополнительные образовательные услуги - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека в приобретении им новых знаний и развитии индивидуальных способностей при содействии педагогических работников и осуществляемая за пределами основных образовательных программ, являющихся профилирующими для образовательных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования.
Образовательное учреждение дополнительного образования - образовательное учреждение, осуществляющее деятельность по реализации в качестве основных одной или нескольких дополнительных общеобразовательных программ и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ.
Организация, осуществляющая деятельность в области дополнительного образования, - некоммерческая организация (в том числе общественная организация (объединение), основной уставной целью которой является деятельность по реализации дополнительных образовательных программ, или иная организация, которая имеет образовательное подразделение, реализующее указанные образовательные программы.
Образовательно-информационная деятельность - деятельность, направленная на оперативное удовлетворение потребностей человека в получении информации о достижениях в различных областях знаний, в том числе способствующая повышению его образовательного уровня.
Положение «О лицензировании образовательной деятельности» Утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277 устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, а также научных организаций, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки (далее соответственно - образовательные учреждения, научные организации).
В соответствии с данным Положением не подлежат лицензированию:
а) образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;
б) индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.
Деятельность по проведению занятий с детьми в кружках не является образовательной, так как не соответствует требованиям, установленным Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", а именно: она осуществляется необразовательным учреждением. В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона об образовании образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Перечень учреждений, относящихся к образовательным, приведен в п. 4 ст. 12 Закона «Об образовании». Клубные учреждения в этот перечень не входят. Не перечислены они и в списке учреждений дополнительного образования, к которым относятся: учреждения повышения квалификации, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, спортивные школы, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и иные учреждения, имеющие соответствующие лицензии (п. 2 ст. 26 Закона об образовании).
Под клубным учреждением понимается организация, основной деятельностью которой является изучение, предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством (Решение Коллегии Минкультуры России от 29.05.2002 N 10 "О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры").
Таким образом, так как услуги по проведению платных кружков с детьми не являются образовательными, они не подлежал лицензированию.

Контролирующие органы

РОСПОТРЕБНАДЗОР (В ТОМ ЧИСЛЕ СЭС)
Проверки, которые проводят сотрудники этого контролирующего органа, нередко затрагивают практически все нюансы бизнеса, в связи с чем нередко возникает вопрос: действительно ли по законодательству этот орган наделен неограниченными полномочиями при проверках фирм и предпринимателей. Без сомнения, это не так. Для того чтобы определиться, что же вправе требовать сотрудники Роспотребнадзора, а где их полномочия заканчиваются, необходимо обратить внимание на такой нормативный акт, как Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2006 г. N 308 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".
Любой территориальный орган Роспотребнадзора действует в соответствии с имеющимся положением о его деятельности, которое, в свою очередь, должно соответствовать единому Типовому положению, указанному выше.
Прежде всего, необходимо указать основные задачи данного контролирующего органа.
Основными задачами являются:
- организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка;
- предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания;
- профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.
И, наконец, наиболее важный момент, который волнует любое лицо, подвергшееся внезапной или запланированной проверке, - это полномочия данного органа. Роспотребнадзор в соответствии с Положением о его деятельности осуществляет:
- надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за: разработкой схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, при размещении объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установлении их санитарно-защитных зон, выбором земельных участков под строительство, а также за проектированием, строительством, реконструкцией, техническим перевооружением, расширением, консервацией и ликвидацией промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов; проектной документацией о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов, а также за предоставлением земельных участков под строительство, вводом в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов; производством, транспортировкой, хранением, применением (использованием) и утилизацией продукции производственно-технического назначения, в случаях, когда требуется непосредственное участие человека, и товаров для личных и бытовых нужд граждан, технологиями их производства, потенциально опасных для человека химических, биологических веществ и отдельных видов продукции, пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующими с ними материалов и изделий и технологиями их производства; производством, применением (использованием) и реализацией населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых), новыми технологическими процессами производства продукции; радиационной безопасностью, в том числе дозами облучения населения и персонала от техногенных, природных, медицинских источников ионизирующих излучений; реализацией населению продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также ее применением (использованием) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте; организацией питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе за приготовлением пищи и напитков, их хранением и реализацией населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); организацией питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения; водными объектами, используемыми для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водными объектами, расположенными в черте городских и сельских поселений; осуществлением эксплуатации централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами; состоянием атмосферного воздуха по критериям безопасности и (или) безвредности для человека в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздуха в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (местах постоянного или временного пребывания человека); состоянием почвы по критериям безопасности и (или) безвредности городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий; условиями и способами сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления; содержанием жилых помещений; санитарно-эпидемиологическим состоянием лечебно-профилактических учреждений; эксплуатацией производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта; деятельностью или работой отдельных цехов, участков, сооружений, оборудования, транспорта, выполнением отдельных видов работ и оказанием услуг; условиями труда, рабочими местами и трудовыми процессами, технологическим оборудованием, организацией рабочих мест, коллективными и индивидуальными средствами защиты работников, режимом труда, отдыха и бытовым обслуживанием работников в целях предупреждения профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда; условиями работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условиями работы в области генной инженерии, и с возбудителями инфекционных заболеваний; условиями работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), использованием машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производством, применением (использованием), транспортировкой, хранением и захоронением радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека; использованием программ, методик и режимов воспитания и обучения, технических, аудиовизуальных и иных средств обучения и воспитания, учебной мебели, а также учебников и иной издательской продукции; дошкольными и другими образовательными учреждениями независимо от организационно-правовых форм; проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на профилактику инфекционных и паразитарных заболеваний;
- деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также применяет меры административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- организацию и осуществление санитарно-карантинного надзора (контроля) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях предупреждения завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также потенциально опасных для населения товаров и грузов;
- государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, в том числе: проверку соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам); выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписания изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам); принятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей; направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке; направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей; обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей; участие в судебном деле по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей;
- контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
- организацию проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в пределах своей компетенции;
- лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
- лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения;
- деятельность по государственной регистрации: впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющей потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации; лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;
- организацию проведения мероприятий по установлению и устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека;
- организацию и проведение мероприятий по санитарной охране территории соответствующего субъекта Российской Федерации от заноса и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также от ввоза на территорию Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека;
- информирование органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания, проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях и о мерах по защите прав потребителей;
- внесение предложений в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления: о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также предложений, касающихся обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей; о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина); о приведении в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- сбор информации о каждом впервые выявленном случае инфекционного, паразитарного, профессионального заболевания, пищевого отравления, а также организует, контролирует и принимает участие в проведении противоэпидемических (профилактических) мероприятий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- подготовку и выдачу санитарно-эпидемиологических заключений по вопросам осуществления надзора в пределах своей компетенции на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, анализов, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок;
- организацию и проведение социально-гигиенического мониторинга;
- проведение анализа практики применения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о защите прав потребителей, предоставление обобщенной информации в Федеральную службу;
- прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений, запросов органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
- организацию работы территориальных отделов;
- координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;
- координацию и контроль в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельности федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий Федеральной службы (далее - федеральные государственные учреждения);
- формирование перечня мероприятий, проводимых федеральными государственными учреждениями, обеспечивающими деятельность Управления в соответствующем субъекте Российской Федерации, и осуществляет контроль за их исполнением;
- подготовку по запросу Федеральной службы материалов для ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о защите прав потребителей в соответствующем субъекте Российской Федерации;
- ведение государственного учета и статистической отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- комплектование, хранение, учет и использование архивных документов Управления;
- функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций;
- обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну;
- обеспечение в установленном порядке мобилизационной подготовки Управления и федеральных государственных учреждений;
- организацию и реализацию мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне в Управлении и федеральных государственных учреждениях;
- участие в создании системы оперативного обмена информацией по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
- профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку и аттестацию работников Управления и федеральных государственных учреждений;
- проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Управления, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.
Как видно из перечисленного выше перечня, круг полномочий у Роспотребнадзора действительно велик, но не безграничен. Именно поэтому стоит всегда достаточно внимательно относиться к требованиям и запросам сотрудников этого органа. Нередко, пользуясь тем, что полномочия Роспотребнадзора как контролирующего органа достаточно широкие, его сотрудники выходят за рамки своих полномочий и пытаются контролировать те сферы деятельности, которые к ним не имеют никакого отношения. В случае если вы попали в такую ситуацию, следует немедленно на нее должным образом отреагировать. Если речь идет об устном заявлении или требовании сотрудников Роспотребнадзора, то его можно отклонить также в устном порядке, пояснив, что в компетенцию Роспотребнадзора контроль данного вопроса не входит, а следовательно, сотрудники не вправе им интересоваться. В случае если речь идет о письменном требовании, то и ответ на него должен быть составлен с вашей стороны также в письменной форме.
Как правило, проверки Роспотребнадзора осуществляются по месту осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя.
В связи с этим очень важным моментом является ваше правильное поведение в условиях внезапности появления сотрудников контролирующего органа. При этом к визиту неожиданных гостей должен быть подготовлен не только руководитель, но и те сотрудники, которые могут остаться в его отсутствие за старших или его заместителей.
Как правило, любая проверка начинается с объявления о ее проведении и предъявления служебных удостоверений лиц, которые являются представителями контролирующего органа. Внимательно ознакомьтесь с их служебными удостоверениями. Если проверяющие не достают своих удостоверений или не предоставляют вам возможности ознакомиться с их содержанием, то это является нарушением с их стороны. Более того, не получив возможности удостовериться в личности посетивших вас лиц и не определив их принадлежность к сотрудникам Роспотребнадзора, вы в принципе вправе вообще не пустить их на территорию фирмы или места деятельности индивидуального предпринимателя. Еще один важный документ, который должен быть в наличии у проверяющих и предъявлен вам для ознакомления, - это предписание о проведении контрольных мероприятий. При этом обратите внимание: такое предписание всегда адресно, то есть должно содержать точное наименование проверяемого лица. Нередки случаи, когда сотрудники контролирующего органа приходят с предписанием на конкретное юридическое лицо, но, обнаружив на месте, что здесь же осуществляет деятельность индивидуальный предприниматель, пытаются проверить и его деятельность тоже. Однако это является грубым нарушением прав проверяемого лица. Именно поэтому внимательно ознакомьтесь с указанным документом и, если не нашли в нем название своей фирмы или свою фамилию, обязательно зафиксируйте такое нарушение со стороны проверяющих и укажите, что прав на проверку вашей организации или вас как индивидуального предпринимателя у них нет, а следовательно, проведение проверки изначально незаконно.
Если же все документы в порядке, то проверка неизбежна. Как правило, представители Роспотребнадзора чаще всего проверяют или соблюдение прав потребителей при продаже товаров (исполнении работ, услуг), либо соблюдение санитарных правил и норм.
Во избежание нареканий со стороны контролирующих органов следует заранее, еще до их появления, обратить внимание на вопросы соблюдения прав потребителей. Прежде всего, это касается доведения до потребителей предписанной законом информации. Как правило, первое, на что обращают внимание сотрудники контролирующего органа, - вывеска. В соответствии с действующим законодательством в составе информации, размещаемой на вывеске, должно быть:
- фирменное наименование (наименование) организации;
- место нахождение (адрес);
- режим работы.
Кроме того, немаловажное значение имеет полнота и актуальность информации, которая должна быть в помещении организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего розничную торговлю:
- если изготовителем (исполнителем, продавцом) является индивидуальный предприниматель, то он должен также предоставить покупателям сведения о государственной регистрации (в том числе наименование органа, осуществившего государственную регистрацию) - как правило, копию свидетельства о государственной регистрации и присвоении ОГРН;
- необходимо предоставить потребителям возможность ознакомления с действующей редакцией Закона РФ "О защите прав потребителей";
- необходимо предоставить покупателю для ознакомления Правила продажи отдельных видов товаров (прилагаются);
- согласно п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан иметь Книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.
И, наконец, еще один блок информации - это информация о товарах (работах, услугах), которая должна предоставляться потребителям независимо от вида реализуемой продукции и вида оказываемых услуг. К такой информации относятся:
- наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
- цена в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
- срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);
- информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг);
- информация о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
- если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Вышеизложенная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
При указании цены (стоимости) товара необходимо также учитывать и соблюдать требования, установленные Правилами продажи отдельных видов товаров. В соответствии с указанными Правилами продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
В соответствии с письмом Роскомторга от 13 марта 1995 г. N 1-304/32-2 "О порядке оформления ценников на реализуемые товары" на ценниках и вкладышах все реквизиты должны быть нанесены четко, разборчиво, без исправлений обозначенных реквизитов, штемпельной краской (штампом), чернилами или пастой. В связи с этим, во избежание спорных вопросов с контролирующими органами при проведении рекламных кампаний по снижению цены не рекомендуется зачеркивать прежнюю цену и рядом писать новую, так как это может быть воспринято как исправление. Можно изготовить новый ценник, на котором рядом с действующей ценой на товар указать, например, "прежняя стоимость товара составляла..." или "цена снижена на ...%." и т.п.
По окончании проверки сотрудники контролирующего органа в обязательном порядке составляют акт проверки. Такой акт должен быть составлен в двух экземплярах, один из которых остается у проверяющего органа, а второй вручается представителю проверяемого лица.
Обязательными реквизитами акта являются следующие:
- дата и место проведения проверки, указывается время ее начала и окончания;
- Ф.И.О. и должности лиц, осуществлявших проверку;
- указываются подробно факты нарушений, которые были выявлены по окончании проверки.
Если в ходе проверки были выявлены правонарушения, которые подпадают под регулирование административного законодательства, то на основании указанного акта проверки будет составлен протокол об административном правонарушении.
В соответствии с КоАП РФ сотрудники Роспотребнадзора вправе составлять протоколы при обнаружении правонарушений, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ:
- статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта;
- статья 6.5. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде;
- статья 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения;
- статья 6.7. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения;
- статья 6.14. Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам;
- часть 2 статьи 7.2. Уничтожение специальных знаков;
- часть 2 статьи 7.8. Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;
- статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого водоснабжения, а также о радиационной обстановке);
- часть 2 статьи 8.6. Порча земель (о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления);
- статья 10.8. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (в части нарушения правил хранения и реализации продуктов животноводства);
- статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);
- статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена;
- статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе;
- статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил;
- статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин;
- статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования;
- статья 14.7. Обман потребителей;
- статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей;
- статья 14.10. Незаконное использование товарного знака;
- статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров;
- статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
- статья 14.26. Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения;
- статья 15.13. Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта;
- статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
- статья 17.9. Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод;
- часть 1 статьи 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль);
- часть 1 статьи 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);
- статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
- статья 19.7. Непредставление сведений (информации);
- статья 19.14. Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих (в части реализации, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих);
- часть 1 статьи 19.19. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений;
- статья 19.20. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии);
- часть 1 статьи 20.25. Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста.
После составления протокола об административном правонарушении выносится постановление о привлечении к административной ответственности виновных лиц или лица. По данным правонарушениям виновными лицами могут являться как должностные лица организации или индивидуальный предприниматель, так и непосредственно сама организация.
Как и любое другое постановление о привлечении к административной ответственности, постановление о привлечении к ответственности по вышеназванным статьям можно обжаловать в течение 10 дней со дня его вынесения. Если вы не согласны с вынесенным постановлением, то жалоба на него не только приостановит его действие и, соответственно, исполнение по нему, если речь идет о штрафе, но и предоставит вполне реальную возможность отменить такое постановление как незаконное.

ПОЖАРНАЯ ИНСПЕКЦИЯ

Основным нормативным актом в этой области, в соответствии с нормами которого действуют органы пожарного надзора, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Прежде всего, для того чтобы общаться с представителями контролирующего органа на одном языке, необходимо определить основные понятия, которые используются в этой сфере:
- пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
- пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
- требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
- нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
- противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;
- меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
- пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;
- пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;
- государственный пожарный надзор - осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;
- ведомственный пожарный надзор - деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;
- подтверждение соответствия в области пожарной безопасности - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, стандартов, норм пожарной безопасности или условиям договоров;
- нормативные документы по пожарной безопасности - технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности;
- профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;
- первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
Контроль за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей в части соблюдения ими законодательства и мер противопожарной безопасности осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Органами государственного пожарного надзора являются:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;
- структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;
- структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;
- подразделения Федеральной противопожарной службы, созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.
Прежде всего необходимо определиться с компетенцией органов пожарного надзора. Круг вопросов, которые вправе контролировать и решать органы пожарного надзора, содержится в Положении о государственном пожарном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 (далее по тексту - Положение о ГПН), в соответствии с которым органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:
1) организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
2) проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
3) ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;
4) осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;
5) определяют должностных лиц органов государственного пожарного надзора для проведения мероприятий по контролю и для включения в состав комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
6) осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
7) рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Как следует из перечисленного выше перечня полномочий органов пожарного надзора, самой первой задачей должностных лиц органов пожарного надзора является надзор за соблюдением требований пожарной безопасности. Это, в свою очередь, означает, что от визита сотрудников органа пожарного надзора не застрахована ни одна фирма, ни один предприниматель, поскольку соблюдать такие требования обязаны все без исключения.
В случае если на пороге вашего офиса появились проверяющие, которые представились сотрудниками государственного пожарного надзора, то первое, что необходимо сделать в данной ситуации, - это проверить, действительно ли указанные лица являются сотрудниками (должностными лицами) органа государственного пожарного надзора. С этой целью вы вправе ознакомиться с их служебными удостоверениями, которые должны не только содержать Ф.И.О. и должность лица, но и в них должна быть вклеена фотография, которая позволяет идентифицировать личность владельца удостоверения.
В соответствии с действующим законодательством личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации.
После того как личность проверяющих удостоверена, начинается непосредственно проверка. При этом следует обратить внимание на то, что в законодательстве прямо предусмотрен круг полномочий должностных лиц органов пожарного надзора.
Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности в соответствии с нормами ФЗ "О пожарной безопасности" имеют право:
- организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;
- осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
- вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;
- проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
- входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;
- участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
- рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;
- проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;
- давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
- производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
- вызывать в органы управления и в подразделения государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;
- налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.
В соответствии с Положением о ГПН предусмотрено разделение прав (полномочий) между различными по званию (должности) сотрудниками государственного пожарного надзора в зависимости от их звания, должности. Именно поэтому при ознакомлении со служебным удостоверением проверяющего лица запомните или запишите его должность, поскольку в дальнейшем это позволит определить правомерность тех или иных действий указанного сотрудника в период проверки и при оформлении ее результатов.
Государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору имеют право:
1) осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами;
2) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
3) требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки;
4) входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей;
5) давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности;
6) проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки для определения соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;
7) прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно;
8) вносить в соответствующие организации и представлять соответствующим должностным лицам в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности;
9) участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
10) составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать в соответствии с законодательством Российской Федерации административные наказания за нарушения требований пожарной безопасности.
Главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, а также главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору и их заместители пользуются вышеуказанными правами, а также имеют право:
1) осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления;
2) давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по обеспечению пожарной безопасности в отношении товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
3) вызывать в органы государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан в связи с находящимися в производстве делами и материалами о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
4) вносить в органы местного самоуправления предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
5) вносить в органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими государственными инспекторами по пожарному надзору.
Государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору пользуются правами, указанными выше, а также имеют право рассматривать в установленном порядке в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований.
Главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными выше, а также имеют право:
1) осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
2) вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения об установлении особого противопожарного режима на территориях субъектов Российской Федерации.
Несмотря на достаточно широкий круг полномочий у сотрудников органов пожарного надзора, их деятельность также не безгранична. В соответствии с действующим законодательством должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют определенные обязанности, которые должны ими неукоснительно соблюдаться. Обязанности сотрудников органа пожарного надзора.
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы организаций и граждан;
3) проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) посещать объекты (территории и помещения) организаций в целях проведения мероприятий по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений и распоряжений органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю;
5) не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предметам их проверок;
6) предоставлять руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятий по контролю, необходимую информацию;
7) знакомить руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;
8) при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан и организаций;
9) доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) проводить в ходе мероприятий по контролю разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности;
11) соблюдать коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, как следует из вышеизложенного, еще одним документом - основанием до проведения проверки, который в обязательном порядке должен быть в наличии у проверяющих, является распоряжение органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю.
При этом визит проверяющих, даже если это сотрудники органа пожарного надзора, не должен вас застать врасплох. Именно поэтому необходимо знать заранее свои права и обязанности (как организации) в рамках законодательства о пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации имеют право:
- создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
- вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
- устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
- получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке, от органов управления и подразделений пожарной охраны.
Руководители организации обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
- включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
- предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
- обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
- предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
- незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
- содействовать деятельности добровольных пожарных.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
По итогам проверки составляется акт, в котором должны быть отражены все процедурные моменты проверки, а также указан результат или вывод, к которому пришли в ходе проверки сотрудники органа пожарного надзора.
Как правило, существует два варианта окончания проверки. Первый - когда нарушений не обнаружено либо они настолько незначительные, что речи о какой-либо ответственности идти не может. Второй вариант - это обнаружение каких-либо нарушений, которые могут повлечь за собой привлечение лица к административной ответственности.
Согласно ст. 39 ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
- собственники имущества;
- руководители федеральных органов исполнительной власти;
- руководители органов местного самоуправления;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные выше, за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, ознакомившись по окончании проверки с актом, в котором может идти речь о привлечении виновного лица к ответственности, необходимо обратить внимание, вправе ли было должностное лицо органа пожарного надзора привлекать именно это лицо к ответственности.
Согласно ст. 39 ФЗ "О пожарной безопасности" основания и порядок привлечения руководителей организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц государственного пожарного надзора по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
Однако основной и наиболее часто применяемый вид ответственности - это административная ответственность, которая сформулирована в КоАП РФ в виде одной статьи.
- Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одно тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти до двадцати тысяч или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей; на должностных лиц - от двух до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати до тридцати тысяч рублей.
Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от полутора до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати до сорока тысяч рублей.
Выдача сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности, в случае если сертификат пожарной безопасности обязателен, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати до сорока тысяч рублей.
Продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти до двадцати тысяч рублей.
Несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти до десяти тысяч рублей.
Таким образом, основной мерой ответственности по административному законодательству является штраф. Но при этом не стоит забывать, что уплата штрафа не освобождает от выполнения требований контролирующих органов. Поэтому ничто не мешает им прийти с повторной проверкой с целью контроля за исполнением их требований. Именно поэтому необходимо четко знать обязанности в области пожарной безопасности и при этом максимально широко пользоваться предоставленными вам законодательством правами.