Правовое заключение по вопросу снятия с регистрационного учета

Правовой режим вопросов, касающихся постановки и снятия с регистрационного учета регламентируется гражданским законодательством, в том числе Жилищным Кодексом РФ.
Конституцией РФ, а именно ст.40, гарантировано каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В частности, в соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При этом в силу п. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ст. 4.1 Закона города Москвы №29 от 14 июня 2006 г. «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в
приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на улучшение жилищных условий путем:
1) предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору найма;
2) участия в накопительных системах в рамках городских жилищных программ для накопления денежных средств для приобретения жилья на рынке недвижимости;
3) предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений;
4) приобретения в собственность с рассрочкой платежа или использованием
заемных (кредитных) средств жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы;
5) предоставления либо приобретения жилых помещений по другим законным основаниям.
Согласно ст. 22 Закона жилые помещения предоставляются в пользование или приобретаются в собственность с помощью города жителями города Москвы:
1) с освобождением занимаемого жилого помещения;
2) в дополнение к занимаемому жилому помещению (с учетом размера площади занимаемых жилых помещений).
Таким образом, в результате предоставленной субсидии, Вами была приобретена в собственность квартира в дополнение к занимаемому помещению.
В соответствии со ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
На основании ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Согласно ч. 4 ст. 69 ЖК РФ, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.
Если в квартире проживают совершеннолетние дети супругов, то вопрос о принадлежности их к одной семье решается с учётом положений п.3 ст.2 Закона, где указывается, что совершеннолетние члены семьи проживающих в жилом помещении граждан могут быть признаны отдельной семьёй (отдельными семьями), если они ведут отдельное хозяйство, имеют свои источники дохода и выразили своё волеизъявление стоять на учёте в качестве отдельной семьи (семей).
На основании ст. 71 ЖК РФ, временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.
Таким образом, нормами Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что равные с нанимателем права возникают у членов семьи нанимателя, совместно с ним проживающих, либо временно отсутствующих.

Применительно к Вашей ситуации можно пояснить следующее:
В квартире, занимаемой по договору социального найма, помимо Вас зарегистрированы супруга, сын и внук.
На протяжении трёх лет сын не проживает совместно с Вами в квартире, занимаемой по договору социального найма.
Более того, плату за жилое помещение и коммунальные услуги он не вносит и свои обязанности по содержанию жилого помещения не выполняет.
В силу того, что ему никогда не чинились препятствия в проживании в жилом помещении, наличие регистрации у него в квартире не свидетельствует о наличии у него права пользования спорным жилым помещением, поскольку он добровольно выехал из спорной квартиры, забрал все принадлежавшие ему вещи и не проживает на указанной жилой площади длительное время.
Кроме этого, в настоящее время он обеспечен жилой площадью и проживает со своей семьёй в квартире, приобретенной с помощью предоставленной субсидии.
Таким образом, в настоящее время имеются все законные основания для обращения в суд с исковым заявлением о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета.
Разбирательство по гражданскому делу в суде первой инстанции происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, за исключением лиц, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными (ст. 144 ГПК).
В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. Если лица, участвующие в деле, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, но не явились по причинам, признанными уважительными, суд откладывает разбирательство дела. Стороны обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, если сведения о причинах неявки отсутствуют, либо если суд признает причины неявки неуважительными, либо если ответчик умышленно затягивает производство по делу.
Решение суд основывает лишь на доказательствах, исследованных в судебном заседании. Он по своему внутреннему убеждению оценивает доказательства и определяет, какие факты на их основании следует считать установленными, какой закон должен быть применен, как следует разрешить спор между сторонами, а также как подлежат распределению между ними все судебные расходы по делу.
В случае удовлетворения исковых требований и вынесения решения судом о снятии с регистрационного учета, после вступления в законную силу решения суда, необходимо обратиться в Федеральную миграционную службу, где на основании решения суда сына снимут с регистрационного учета.


Процедура снятия с регистрационного учета по месту жительства регулируется, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации № 713 от 17.07.1995 ''Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию'', а также Приказом ФМС России № 208 от 20.09.2007 ''Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации''.
Согласно подпункту ''е'' пункта 31 Постановления Правительства Российской Федерации № 713 от 17.07.1995, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
А в силу ст.33 Постановления Органы регистрационного учета на основании полученных документов в 3-дневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства.