задать вопрос юристу

Воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой проводится комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии. Под воинским учетом в Российской Федерации понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Воинский учет должен вестись постоянно и охватывать граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу.


Организация воинского учета в органах государственной власти, исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления поселений (городских округов) и организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Службой внешней разведки, органами федеральной службы безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы. Должностные лица органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций обеспечивают исполнение гражданами обязанностей в области воинского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации. Плановые проверки организаций по вопросам ведения воинского учета проводят военные комиссариаты совместно с ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Основная цель воинского учета - обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:
потребностей Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого числа руководителей и специалистов из граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.
Основными задачами воинского учета являются:
обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;
документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
проведение плановой работы по подготовке необходимого числа военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.
Воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный. На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете. В отношении военнообязанных, работающих в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, состоящих на общем воинском учете, военные комиссариаты при наличии заявок указанных федеральных органов исполнительной власти составляют планы направления их для работы на должностях гражданского персонала в этих органах в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
Порядок организации и ведения воинского учета определяется положениями раздела II Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе», принятого на его основе Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства России от 27 ноября 2006 г. № 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" (далее - Положение о воинском учете); Приказом Минобороны и Минздрава России от 23 мая 2001 г. № 240/168 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе»; Инструкцией Генерального штаба Вооруженных Сил страны по ведению воинского учета в организациях.
Организация и проведение воинского учета подчинены принципу территориальности и осуществляются по месту жительства гражданина. В соответствии с требованиями статьи 8 Федерального Закона персональный воинский учет граждан по месту их жительства или пребывания (на срок более трех месяцев) ведут военные комиссариаты. В поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более трех месяцев) осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о воинском учете и методическими рекомендациями, разработанными Министерством обороны РФ. За состояние первичного воинского учета отвечают руководители этих органов. Воинский учет граждан по месту их работы ведут организации в соответствии с законодательством, Положением о воинском учете и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны РФ. За состояние воинского учета отвечают военные комиссары, а в организациях - руководители последних.
Воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;
б) граждане, пребывающие в запасе:
мужского пола;
уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;
не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на нее;
не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и впоследствии поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
прошедшие альтернативную гражданскую службу;
женского пола, имеющие военно-учетные специальности.
Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане:
освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
отбывающие наказание в виде лишения свободы;
женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки и Федеральной службы безопасности России.
Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом.
Воинский учет является составной частью воинской обязанности граждан Российской Федерации.
Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:
а) состоять на воинском учете по месту жительства или месту временного пребывания в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, - в органах местного самоуправления. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, состоят на воинском учете в указанных федеральных органах исполнительной власти.
б) являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации и водительское удостоверение при его наличии;
в) явиться при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в двухнедельный срок со дня исключения из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;
г) сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования;
д) сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;
е) бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
В случае смерти отца, матери, родного брата, родной сестры вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, после увольнения с военной службы либо после окончания военных сборов призывник для подтверждения своего права на освобождение от призыва на военную службу представляет в военкомат:
- документы, подтверждающие свое родство с погибшим (умершим);
- свидетельство о смерти;
- свидетельство о болезни, составленное военно-врачебной комиссией, в период военной службы с заключением о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания с исполнением обязанностей военной службы;
- заключение учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы, подтверждающее причинную связь смерти с исполнением обязанностей военной службы.
При медицинском освидетельствовании военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов внутренних дел (далее - органы), граждан, призванных на военные сборы, военно-врачебная комиссия определяет причинную связь полученных ими увечий, заболеваний, за исключением случаев, когда указанные граждане, получившие увечья, заболевания, находятся под следствием или уголовное дело в отношении их передано в суд.
Военно-врачебная комиссия заочно (по документам) определяет причинную связь увечий, заболеваний у граждан, проходивших (проходящих) военную службу (военные сборы), службу в органах, в случае, если:
а) в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах гражданин был освидетельствован военно-врачебной комиссией, или находился на лечении, или был уволен с военной службы (службы в органах) по состоянию здоровья;
б) у гражданина имеются явные последствия телесных повреждений, полученных в период участия в боевых действиях;
в) вследствие увечья, заболевания, полученного в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо до истечения одного года после увольнения с военной службы (окончания военных сборов), службы в органах гражданину была установлена инвалидность либо наступила смерть.
Военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками:
а) "военная травма";
б) "заболевание получено в период военной службы";
в) "заболевание получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС";
г) "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС";
д) "общее заболевание".
Призывнику следует помнить, что для подтверждения своего права на освобождение от призыва на военную службу по указанному основанию призывник должен представить свидетельство о болезни, в котором в графе "причинная связь" должна быть указана одна из следующих формулировок: "военная травма", "заболевание получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС". Только эти формулировки указывают на то, что заболевание, от которого гражданин умер после увольнения с военной службы, связано с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с п. 1 приложения к форме №1 Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ № 500 от 19 ноября 2007 года военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана (далее именуется - военный билет) является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, - его отношение к исполнению воинской обязанности.
Военный билет оформляется и выдается гражданину Российской Федерации, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу:
при призыве его на военную службу, а также при поступлении на военную службу по контракту на должность солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана;
при поступлении его в военное образовательное учреждение профессионального образования;
при зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов.
В соответствии с п. 12 приложения №9 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 400 от 2 октября 2007 года
По решению призывной комиссии с воинского учета граждан, не пребывающих в запасе, в установленном порядке снимаются граждане:
освобожденные от призыва на военную службу;
освобожденные от исполнения воинской обязанности.
Зачисление в запас таких лиц производится военным комиссаром на основании выписки из протокола заседания призывной комиссии. Выдача им военного билета осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией или получения выписки из протокола призывной комиссии субъекта Российской Федерации.

Есть вопрос юристу?

  • Заполните поля формы
  • Нажмите "Задать вопрос"
  • Получите бесплатный ответ юриста

Для получения бесплатного письменного ответа юриста подробно опишите ваш вопрос