ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенности регулирования трудовых отношений с иностранными работниками отражены в ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 13 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане вправе:
- свободно распоряжаться своими способностями к труду;
- выбирать род деятельности и профессию;
- свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Особенности трудовой деятельности иностранных граждан зависят от того, к какой категории они относятся. В ст. 2 Закона N 115-ФЗ выделено три категории иностранных граждан :
1. «Постоянно проживающие в РФ» - Граждане, имеющие вид на жительство
2. «Временно проживающие в РФ» - Граждане, имеющие разрешение на временное проживание, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина
3. «Временно пребывающие в РФ» - Граждане, получившие миграционную карту, но не имеющие разрешения на временное проживание или вида на жительство
В данном случае иностранный гражданин относится к категории временно проживающего в РФ.
Временно проживающим и постоянно проживающим иностранным гражданам нужно ежегодно подтверждать свой статус, уведомляя о своем проживании в Российской Федерации отделение миграционной службы по месту получения разрешения на временное проживание или вида на жительство.
Правила подачи уведомления и его форма утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 N 21. Если иностранный гражданин имеет статус временно проживающего в РФ, на уведомление отводится два месяца по истечении очередного года, прошедшего со дня получения разрешения (п. 9 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).
         От того, к какой из указанных выше категорий относится иностранный гражданин, зависит необходимость получения им специальных разрешительных документов при устройстве на работу.
          Граждане, имеющие статус временно проживающих и временно пребывающих, должны получить соответствующее разрешение (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
          Из этого правила сделаны исключения для девяти категорий иностранных граждан (подп. 1-9 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Иностранцы, имеющие разрешение на временное проживание, в указанном списке не значатся, следовательно, они могут осуществлять трудовую деятельность на территории России только при наличии соответствующего разрешения.
         Работать разрешается только в регионе проживания.
Иностранные граждане, временно проживающие и временно пребывающие в России, могут трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (п. п. 4.2 и 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Трудиться только в субъекте РФ, указанном в разрешении на работу, обязаны и иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию как в визовом, так и безвизовом порядке.
Прием на работу временно проживающих в России иностранных граждан
Процедура приема на работу, предусмотренная для российских граждан, распространяется и на временно проживающих на территории России иностранных граждан (ст.11, ст.65 ТК РФ), за исключением того, что для осуществления трудовой деятельности иностранному гражданину придется представить российскому работодателю дополнительные документы .
Документы, необходимые для приема на работу временно проживающих в России иностранных граждан
1. Паспорт (в документе должна иметься отметка о регистрации по месту проживания и особая отметка, разрешающая временное проживание)
2. Разрешение на временное проживание
3. Трудовая книжка установленного образца (гражданам, поступающим на работу впервые или на условиях совместительства, а также лицам, трудовая книжка которых повреждена или утрачена, работодатель должен оформить новую трудовую книжку)
4. Разрешение на работу (этот документ оформляет работник  или    
работодатель (если приглашает работника, прибывшего по визе)
5. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (лицам,  поступающим на работу впервые, пенсионное страховое свидетельство оформляет работодатель)
6. Документ об образовании, квалификации или специальных знаниях (эти документы понадобятся при поступлении на работу, требующую специальной подготовки)
7. Отрывная часть уведомления о постановке на миграционный учет с отметкой ФМС России, гостиницы или отделения почты (Для временно проживающих иностранных граждан этот документ требуется, если место их регистрации не совпадает с местом работы)
Исходя из списка, временно проживающим в России иностранным гражданам требуется разрешение на работу, выданное в том же субъекте РФ, где оформлено разрешение на временное проживание.
Иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, не включаются в квоту на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 20.03.2008г. № 692-17), то есть получают разрешение на работу без учета квоты, устанавливаемой ежегодно Правительством РФ на выдачу таких разрешений.
Работодатель привлекает и использует для осуществления трудовой деятельности лиц, имеющих статус временно проживающих, без получения разрешения на их привлечение и использование.
Таким образом, практика такова, что для приема на работу временно проживающего иностранного гражданина ему необходимо оформить разрешение на работу, для чего он сам вправе обратиться в органы ФМС России. Работодателю для привлечения указанной категории иностранных граждан, прибывших из государств с визовым режимом въезда, не требуется разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
Согласно пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона работодатель обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Порядок и формы подачи сведений в налоговую инспекцию на сегодняшний день официально не утверждены. Есть лишь разработанная самими налоговиками форма уведомления, применение которой носит рекомендательный характер (Письмо ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676).

О необходимости уведомления налоговых органов о заключении трудового договора с иностранным гражданином также отмечается в Письме УФНС России по г. Москве от 19.01.2010 N 20-15/3/003701
Таким образом, в данном случае работодателю не требуется разрешение на привлечение и использование иностранного работника, но сам работник обязан иметь разрешение на работу, без которого работодатель не имеет права принимать его на работу (данные действия образуют состав административного правонарушения). Работодатель уведомляет только налоговый орган, но не УФМС.