Приобретение автомобиля, бывшего в эксплуатации

Автомобиль, бывший в эксплуатации, организация может получить в любом из перечисленных выше случаев: и по договору купли-продажи, и при внесении в уставный капитал, и при безвозмездной передаче, и по договору мены.
В отношении иных случаев приобретения бывшего в эксплуатации автомобиля бухгалтерское законодательство не содержит положений об определении первоначальной стоимости. Следовательно, можно сделать вывод, что стоимость автомобиля, бывшего в эксплуатации, при поступлении его в организацию во всех перечисленных случаях определяется в общем порядке.


Не определен бухгалтерским законодательством и порядок определения срока полезного использования приобретаемых основных средств, бывших в эксплуатации. Чтобы избежать возникновения разниц, можно рекомендовать в целях бухгалтерского учета использовать порядок определения срока полезного использования для такого имущества, установленный налоговым законодательством. Принятое решение следует закрепить приказом по учетной политике организации.

Порядок применения косвенных налогов в торговых отношениях между Российской Федерацией и государствами - членами Таможенного союза установлен Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008, а также Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009. При этом положения Соглашения, как указано в его преамбуле, основываются на общепринятых нормах и правилах международной торговли.
Таким образом, применяются при заключении договоров (контрактов) между хозяйствующими субъектами государств - членов Таможенного союза, на основании которых осуществляется экспорт товаров, и не распространяются на договоры розничной купли-продажи, предусматривающие реализацию физическим лицам товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Поэтому при реализации на территории Российской Федерации товаров иностранным физическим лицам, в том числе являющимся гражданами государств - членов Таможенного союза, хозяйствующими субъектами Российской Федерации применяются нормы налогового законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, операции по реализации российским налогоплательщиком легковых автомобилей физическим лицам - гражданам государств - членов Таможенного союза на основании договоров розничной купли-продажи подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, с применением ставки налога в размере 18 процентов. При этом возврат сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных физическими лицами - гражданами государств - членов Таможенного союза при приобретении легковых автомобилей на территории Российской Федерации, нормами Протокола не предусмотрен.

Вывод: отсутствуют оснований для возврата сумм НДС, уплаченных физическим лицом - гражданином Республики Узбекистан при приобретении легкового автомобиля на территории РФ по договору розничной купли-продажи.

Должны ли российские автосалоны, руководствуясь нормами международных договоров о косвенных налогах, заключенных в рамках Таможенного союза, реализовывать легковые автомобили физическим лицам - гражданам Республики Узбекистан с применением нулевой ставки НДС?
Вправе ли на основании Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" физическое лицо, являющееся гражданином Республики Казахстан, претендовать на возврат из российского бюджета НДС, уплаченного на территории Российской Федерации по ставке 18 процентов при приобретении в автосалоне легкового автомобиля?

Вывод: Порядок применения косвенных налогов в торговых отношениях между Российской Федерацией и государствами - членами Таможенного союза установлен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Узбекистан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе", а также Протоколом от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" (п. 1 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 36 "О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза"). При этом положения Соглашения основываются на общепринятых нормах и правилах международной торговли.
Таким образом, а также с учетом пп. 1 п. 2 ст. 1 Протокола положения Соглашения и Протокола применяются при заключении договоров (контрактов) между хозяйствующими субъектами государств - членов Таможенного союза, на основании которых осуществляется экспорт товаров, и не распространяются на договоры розничной купли-продажи, предусматривающие реализацию физическим лицам товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Поэтому при реализации на территории Российской Федерации товаров иностранным физическим лицам, в том числе являющимся гражданами государств - членов Таможенного союза, хозяйствующими субъектами Российской Федерации применяются нормы налогового законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, операции по реализации российским автосалоном легковых автомобилей физическим лицам - гражданам государств - членов Таможенного союза на основании договоров розничной купли-продажи подлежат налогообложению НДС в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, с применением ставки налога в размере 18 процентов. При этом возврат сумм НДС, уплаченных физическими лицами - гражданами государств - членов Таможенного союза при приобретении легковых автомобилей на территории Российской Федерации, нормами Протокола не предусмотрен.